46, 47. ХАЙ-ТЕК
Хай-тек (англ.
hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и
дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и
нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по
большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и
постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас
Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо
Пиано. Хай-тек, как и постмодернизм, и деконструктивизм, представляет собой
скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Хай-тек, согласно классификации
Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют
прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение
архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола,
технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность,
монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом
архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря
на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не
спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть
своя красота.
Одним из
первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный
Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но
к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных
достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня)
В Англии
реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле
хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация
современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца
Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного
конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в
архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против
архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона.
Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже
высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца
в архитектуре. Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания
хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами»,
можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших
коммерческих фирм.
Основные черты стиля:
Использование
высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и
сооружений.
Использование
прямых линий и простых фигур.
Широкое
применение стекла, пластика, металла.
Трубчатые
конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.
Децентрированное
освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
Широкое
использование серебристо-металлического цвета.
Высокий
прагматизм в планировании пространства.
Частое
обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде
исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.
Норман Фостер
Willis Faber & Dumas
– страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя
планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников,
который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность
энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.
В 1974 году
Фостер принимается за проектирование здания
Sainsbury Arts Centre – центр изобразительных искусств в кампусе
Норвичского Университета в Англии. Проект воплощается в жизнь к 1978 году
Главный офис банка в Гонконге «Hongkong and
Shanghai Bank», построенный
также под руководством Нормана Фостера, пожалуй, один из первых самых смелых проектов.
Он же - первый небоскреб вне территорий Северной Америки. Фостером была
разработана новая особенность возведения небоскрёбов без центральной оси, с
использованием только наружного скелета. Такая структура даёт возможность
создавать башни ещё более высокие.
Еще одной
работой в стиле хай-тек можно назвать здание
банка в Мюнхене, созданное архитекторами В.и Б.Бетц, в 1982 году, где
вертикальные несущие трубы подчеркнуто большого сечения вынесены на всеобщее
обозрение.
Еще одно
интересное здание было создано архитекторами Р.Шуллер и У.Шуллер-Витте а 1973-1879 годах в городе Берлине. Здание Конгресс-холла напоминает облик
корабля, что оказалось возможным благодаря применению алюминиевых наружных стен
и устройству в них своеобразных светопроемов, напоминающих корабельные
иллюминаторы.
48. ПИТЕР АЙЗЕНМАН
Деконструктивизм
— направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное
течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в
том или ином виде по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой
посмодерна, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и
архитектуру деконструктивистскую. Более того, архитекторы, причисляемые к
деконструктиизму, часто отказываются от подобного определения своих работ, что,
впрочем, соответствует самому духу деконструктивизма, которому присуще
нежелание быть ограниченым какой-либо классификацией или определением,
стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.
Деконструктивистская теория отличается от постмодернизма (если говорить
достаточно глобально) тем, что деконструктивизм размывает и разрушает общую
картину мира, наиболее ярким воплощением которой является архитектура.
Деконструктивисты превращают архитектуру в способ исследования современного
мира, в интуитивное искусство, похожее на поэзию, которая не призвана
удовлетворять каким-либо потребностям или репрезентировать какую-то функцию.
Часто архитекторы-деконструктивисты не делают различий между реальными
объектами и планами и чертежами — все равноценно, что также является
пересмотром архитектуры, отказом от иерархии.
Питер Эйземан
Американский
архитектор, автор многочисленных монографий и статей, профессор архитектуры,
один из основоположников архитектурного деконструктивизма. В начале своего
творческого пути Питер Айзенман
входил в состав «нью-йоркской пятерки» Работы группы представляли т. н.
нью-йоркскую архитектурную школу[1]. В этот период Айзенман работает с
геометрическими абстрактными композициями и творческим наследием Ле Корбюзье.
Кризис 1978
года
С этого
периода П. Айзенман отходит от сугубо рационалистических поисков и переходит в
область иррационального. Внешним событием, спровоцировавшим этот перелом,
оказался курс лечения Айзенмана у психоаналитика. «Именно тогда я начал
путешествовать по своему подсознанию. Уходить в самоанализ и все меньше
ориентироваться на рационалистические функции мозга. Это вызвало сдвиг в моей
архитектуре. Мои здания стали закапываться в землю и в область
подсознательного.»Этот период поисков Айзенмана можно обозначить как
деконструктивистский, несмотря на то, что сам архитектор всячески отказывается
от каких-либо четких определений. Сам себя он в разные периоды провозглашал
постфункционалистом, постмодернистом, деконструктивистом. Такое отсутствие
четкой позиции — и есть позиция Айзенмана. Он считает, что человек волен
выбирать из всего многообразия, предлагаемого этим миром, без каких-либо
ограничений, все, что покажется лично ему близким в данный момент, что вызывает
резонанс, заставляет задуматься о себе. И не страшно, если завтра Вы начнете
придерживаться противоположной точки зрения.Работая как деконструктивист,
Айзенман в первую очередь исследует архитектуру как идею, а основными
источниками вдохновения для него являются тексты Ж.Деррида и психоанализ.
Начиная с
1990-х, П.Айзенман окончательно отказывается от деконструктивистского дискурса
и переключает свои поиски в область нелинейной архитектуры. В качестве
переломного момента можно обозначить кризис осени 1988 года, когда Айзенман
окончательно осознал «смерть деконструктивизма»(чему способствовала
организованная при поддержке Филипа Джонсона знаменитая выставка
«Деконструктивистская архитектура» в нью-йоркском Музее современного искусства)
и перед ним встал вопрос: «а что же дальше?» . Новое вдохновение пришло со
стороны современных открытий в науке, идеи самоорганизующихся органических
структур, теории складки Ж. Делеза, теории фракталов.
49.
ЗАХАХАДИД,
ДЕНИЕЛ ЛИБЕСКИНД, « КООП ХИММЕЛЬБЛАУ»
Заха Хадид
Заха
Хадид родилась в Багдаде в 1950г. Ее отец был крупным промышленником, принадлежавшим
демократической партии, поэтому Заха легко могла выезжать за пределы родины. В
1972 году приехала в Лондон и поступила в знаменитую архитектурную ассоциацию.
Во время учебы вместе со своим учителем Ремом Колхасом они посещают Россию,
чтобы своими глазами увидеть русский архитектурный авангард, который оказал
большое влияние на ее творчество. В первых проектах Захи использованы
принципы, открытые при изучении русского авангарда. Абстрактное искусство было
инновационным в то время в архитектурной среде, и это направление впоследствии
стали называть деконструктивизмом (первым шагом в архитектуре стал
международный конкурсный проект спортивного клуба «Пик» в самой высокой точке
Гонконга).
Проработав 3
года у Рема Колхаса, в 1980 Заха Хадид основывает собственную архитектурную
фирму Zaha Hadid Architects. 13 лет она шла к своей первой реализации проекта.
В 43 года Заха Хадид строит свое первое творение - Пожарное Депо «Витра» в
городе Вайль-на-Рейне, Германия, ныне используется как выставочный зал.
Затем она
выигрывает конкурс на строительство оперного театра в Великобритании, который в
итоге не будет построен из-за скандала внутри страны - консервативное общество
не могло принять столь радикальный проект. Неприятие общества и власти стало
существенной проблемой для Захи. Но она продолжала сражаться со стереотипами, и
в конце 90-х ряд ее проектов был принят к реализации:
вокзал
и автостоянка г. Страсбург во Франции (1998-2001). Проект очень важен с
градостроительной точки зрения - здесь горожане должны оставлять свой личный
транспорт и пересаживаться на общественный, чтобы попасть в центр города.
Дэниель Лебскинд
Даниэль
Либескинд (Daniel Libeskind; р. 12 мая
1946,
Лодзь,
Польша) —
американский архитектор-деконструктивист.
Американское гражданство получил в 1965 г.
В 1989 г.
Д.Либескинд основал бюро Studio Daniel Libeskind[5]
в Берлине. После победы
бюро в конкурсе на проект нового комплекса на месте бывшего Всемирного
торгового центра в Нью-Йорке в 2003 году
правление студии переехало в Нью-Йорк. Либескинд на
сегодняшний день является одной из самых ярких фигур в мировой архитектуре. Для
него характерен междисциплинарный подход,
стремление критически переосмыслить архитектурную деятельность.
Очень важно
для Либескинда понятие «Новый Модернизм», который связан с ощущением Конца.
Ясно, что конец XX века не есть конец пути, хотя неизбежно апокалиптическое
предчувствие грядущих изменений. В культурном сознании эта граница старого и
нового уже перейдена, и появилось ощущение, что изменилась атмосфера
существования, изменились желания и побуждения людей, а, следовательно,
изменился и образ мышления. Либескинд полагает, что модернизм продолжался не
десять, двадцать или сто лет, что это был период, длившийся около трех тысяч
лет и только сейчас подходящий к концу. То есть, он имеет в виду, что период
обогащения человеческого интеллекта, то великое, что привнесли в видение мира Сократ, его
предшественники и последователи, заканчивается. Мир будет существовать еще
тысячи лет, однако в духовном смысле эмпирическая реальность, точнее —
конкретная концепция отношения к миру — приближается к абсолютному Концу.
В некотором смысле Новый Модернизм есть Конец, эмблема Конца. В связи с этим,
Либескинд как архитектор считает, что архитектура вступила в сферу, которая
пока еще не очень ясна. Это не сфера доводов разума и не сфера ясно построенных
категорий. Приближение к Концу, по мысли Либескинда, означает освоение всего
опыта, накопленного к этому моменту. Свою теорию Либескинд попытался воплотить
в проектах «Берлин по краям» (Berlin City Edge, 1987) и Еврейском Музее в Берлине (Jewish
Museum, Berlin, 2000).
Самые известные постройки Д.Либескинда
Еврейский
музей в Берлине, 1999
Деструктивная часть"
фасада королевского музея Онтарио.
«Кооп Химмельблау»
— Coop Himtnelblau— группа архитектурного авангарда, образованная в Вене в 1968
году Вольфом Дитером Приксом (р. 1942), Гельмутом Свичински (р. 1944) и
Райнером Михаэлем Хольцером, который покинул группу в 1971 году. Название фирмы
переводится как «Кооператив Синее Небо». Иногда в слове «химмельблау» вторая
буква «л» заключается в скобки — Himmelb(l)au, — и «химмельбау» можно
перевести как «строительство неба» («небострой»). Организация труда налажена в
группе весьма своеобразно: Прикс и Свичински устраивают «мозговой штурм», по
результатам которого делается набросок, а в точности по наброску — модель и
чертежи. Творчество группы отличают спонтанность, асимметрия, визуальная
дерзость. Первоначально творческая концепция формулировалась следующим образом:
«Кооп Химмельблау — это не цвет, а идея; идея архитектуры с фантазией,
архитектуры летучей и переменчивой, словно облака». На первом этапе, для
которого характерно широкое использование пневматических конструкций, можно
выделить следующие проекты: «Город с пульсирующей системой пространственных
координат» (1966), «Городская проза» (1967) и «Городская поэзия»
(«которую, — предупреждают авторы, — иногда путают с фантастикой»),
«Вертикальный город» (1968), «Вилла Роза» (1968), «Облако» (1968-1972),
«Вибрирующий город с обратной связью» (1971). В ответ на неожиданно агрессивный
прием, который встретили некоторые их проекты и хэппенинги, группа изменила
подход, и с середины семидесятых годов в творчестве «Кооп Химмельблау» стали
преобладать мотивы разрушения, огня: «… архитектура не должна исключать
тревожного элемента. <… > Нам нужна архитектура, которая бы кровоточила,
изнуряла, вихрилась и даже ломалась. Архитектура должна пылать» (1980).
Неудивительно, что стадии практической реализации достигли буквально считанные
проекты: «Райс-бар» (Вена, 1977), шансон-кафе «Красный ангел» (Вена,
1980-1981), сеть австрийских обувных магазинов «Гуманик» (1979-1981). Положение
изменилось с середины восьмидесятых годов. В 1988 г. фирма открыла филиал в
Лос-Анджелесе. Наиболее известные сооружения последнего времени: киноцентр
студии UFA (Дрезден, 1993-1998), высотный жилой дом SEG (Вена, 1994-1998),
ресторанный комплекс «Моску» в Гвадалахаре (Мексика, 1999), научный комплекс в
Вольфсбурге (Германия, 2000).
Известные архитекторы Кооп Химмельблау, Джин Нувель,
Вильгельм Хольцбауэр и Манфред Ведорн
50. РИЧАРД МЕЙЕР
Начало
неомодернизму положил «застенчивый интерес» группы относительно молодых тогда
нью-йоркских архитекторов к формальным идеям двадцатых годов. Возник он е в
середине шестидесятых, в разгар антимодернистского бунта. Побуждали к не
протест против агрессивного наступления на архитектуру технократов и надежда
найти новые доводы в спорах с ними в структурно-семиотических исследовали
архитектурной формы. Обнаженность формальных структур рационалистов двадцатых
годов и их ясная лаконичность казались удобным материалом для таких
исследований. Кроме того, как бы освобожденная от материала плоскостность и
белизна архитектуры двадцатых привлекали сами по себе в сравнении с избыточной
пластичностью и массивностью модных бруталистских гротесков.
Лидером группы
стал Ричард Мейер (род. 1934). Состав ее закрепила книга «Пять архитекторов»,
опубликованная в 1972 г. Кроме Мейера, в группу вошли Джон Хейдук (род. 1929).
Чарльз Гуотми (род. 1938). Питер Эйзенман и Майкл Грейвз. Заявленная ими
приверженность к «белой архитектуре» раннего Ле Корбюзье была, однако,
недолгой. Грейвз вскоре обратился к постмодернизму; Эйзенман, осуществив серию
парадоксальных построек, более близких по духу хТерраньи, чем к Ле Корбюзье,
пришел к концепции деконструктивизма; мало строивший Хейдук сосредоточился на
геометрических моделях.
Только Мейер
сохранил поспедовательность в формировании концепции неомодернизма.
Эстетическую идеализацию корбюзианских моделей он начал с освоения возможностей
прямоугопьных пространственных каркасов, принцип которых Ле Корбюзье заложил в
модели «Дом-ино» и «Дом Ситроэн», а также в знаменитые «пять пунктов». Серию
построек, основанных на этих моделях, Мейер начал с домов Смита в Дерайен,
Коннектикут (1967), и Дугласа в Харбор-Спрингс, Мичиган (1971-1973),
маньеристически утонченных версий вилл Ле Корбюзье, железобетонные формы
которых воспроизведены в сочетании металлического каркаса и тонких
ограждений-мембран, что придало им элегантную легкость, в руках Мейера
конструктивная решетка преобразовывалась в сложую пространственную ткань,
полосы горизонтальных окон разрастались до стеклянных фасадов. То, что формы,
которые «аранжировал» Мейер, изначально возникли как визуальное выражение
утопической философии Ле Корбюзье, его не интересовало.
Работы Ричарда Мейера:
Площадь
Великой Армии, Бруклин, Нью-Йорк, 2003—2008
Ара Пасис
Мазей, Рим, Италия, 2006
ECM City Tower, Прага, Чехия, 2004—2007
Сан Хосе Сити
Холл, Сан-Хосе, Калифорния, 2004—2007
Здание
Института Научных Технологий, Итака, Нью-Йорк, 2007
Музей Фрёдер
Бурда, Баден Баден, Германия, 2004
Скрентонский
Университет, Connolly Hall, 2007
Церковь
Юбилея, Рим, Италия 2003 Сендры
Окконор, Феникс, Аризона, 2000
Камденский
Медицинский центр, Сингапур, 1998
Гетти Центр,
Лос Анджелес, Калифорния, 1997
Рахоффски
Хауз, Даллас, Техас, 1996 Музей
Телевидения и Радио, Беверли Хиллз, Калифорния, 1996
Проект
Эдинбургского парка, 1995
Музей
современного искусства, Барселона, Испания, 1995
Сити Холл и
Центральная Библиотека, Гаага, Нидерланды, 1995
Штадтхауз,
Ульм, Германия, 1994 Центр
Даймлер-Крайслер, Ульм, Германия, 1992
Музей Высоких
Искусств, Атланта, Джорджия, 1983 Хартфордская
семинария, Хартфорд, Коннектикут, 1981
Исследовательский Центр, Бронкс, Нью-Йорк, 1976
Дуглас Хауз,
Харбор Спрингс, Мичиган, 1973 Смитс
Хауз, Дариен, Коннектикут, 1965—1967
Eregio
Office Building 1990-1998
Комментариев нет:
Отправить комментарий