52. АРХИТЕКТУРА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Это
метафорическое определение архитектуры означает ее способность воплощать в
своих формах и пространствах достижения науки и все возрастающие возможности
техники, многообразие технологических новаций, учитывающих климатические
особенности территорий, влияние солнца и ветра, окружающий растительный мир.
Вначале 80-х
годов XX века впервые одно из направлений архитектуры получает имя хай-тек
(high-tech). Это направление в числе других олицетворяет «новаторскую
архитектуру». Деконструктивизм, новый минимализм, различные линии хай-тека:
лайт-тек, лоу-тек, эко-тек; нелинейная архитектура, критический регионализм
становятся символом нового в стилистическом разнообразии.
Постепенно
хай-тек эволюционирует от направления «метафорически использовавшего визуальные
признаки техномира, выделяя скрытые обычно системы инженерного жизнеобеспечения
здания, придавая им нарочито драматизированную форму, определяемую не столько
технической целесообразностью, сколько образным смыслом» к сдержанности в демонстрации внешних
признаков и использованию достижений технологий в создании конструкций и
«свойств» самих зданий, новейших строительных и отделочных материалов.
Очевидны эти
отличия при сравнении зданий Центра международных конгрессов (ICC) в Западном
Берлине (1979 год, архитекторы - Р. Шюлер и У. Шюлер-Витте) в виде «машины
коммуникаций» с подчеркнутой гиперболизацией конструктивных элементов-ферм и
здания Сони-центра (Soni-C, архитектор X. Ян, 2000 год). ICC напоминает
космический корабль устаревшей модели на фоне утонченности и изящества форм
корпусов Soni-C, карнавальной легкости перекрытия его двора. Хай-тек, полнее и
глубже воспринимая и демонстрируя технологические достижения, предстает в своих
разновидностях, и все чаще в 1990-2000-е годы проявляется в произведениях
других направлений архитектуры.
Эволюцию
направления подтверждает открывшееся в 2002 году новое здание Лондонской мэрии
(архитектор Н. Фостер, «Foster and Partners»). Постройка ориентирована так,
чтобы одновременно уменьшить и потери тепла, и нагрев помещения солнцем.
Каплевидная форма здания - модификация сферы, имеющей максимальный объем при
минимальной площади поверхности. Остеклен северный фасад, каждый последующий
этаж южного фасада нависает над предыдущим, создавая тень и защищая находящиеся
ниже пространства от солнечного перегрева.
Новаторские
поиски хай-тека опираются на культурные контексты разных эпох. Примеры такого
«симбиоза» в архитектуре, т. е. сочетания переосмысления исторических форм
архитектуры, новейших конструкций, технологий и функциональных подходов
демонстрирует творчество ряда мастеров: К. Курокавы, С. Пелли, Р. Пиано
Все ближе к
использованию высоких технологий «экологическая архитектура», включающая
широкий спектр поисков: от возрождения форм традиционного народного жилища до
упомянутых построек хай-тека, который востребован для решения экологических
проблем и все больше распространяется как эко-тек.В конце XX века благодаря
высоким технологиям стекло вновь открыто как экологический, эффективный
материал. Технология его изготовления обеспечивает прочность материала,
различные светопрозрачные покрытия и многослойность гарантируют заданные
теплотехнические и светотехнические свойства.
Стеклянную
архитектуру создает С. Пелли. Его небоскребы из металла и стекла, сочетающие
современные технические решения со свободой художественных трактовок, -
синтетическое порождение высоких технологий и эстетики постмодерна.В качестве
примера упомянем проектирование и строительство здания оперного театра в Сиднее
(1956-1973 годы, архитектор Й. Утцон) и музея Гугенхейма в Бильбао (1992-1997
годы, архитектор Ф. Гери).
53. МИНИМАЛИЗМ
В 90-Е ГОДЫ
Людвиг Мис ван
дер Роэ - основоположник минимализма. Руководствуясь принципом «Меньше - значит
больше» в американский период Мис
развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме
стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно
повторяющимися стойками.
Т. Андо -
японский архитектор. Его архитектура демонстрирует объемные трехмерные
композиции из простых геометрических объемов, но при этом он внимателен и к
окружающей природе, которая всегда остается в центре японской архитектуры.
При
строительстве Центра семинаров фирмы «Тото» в Цуна-Ган, префектура
Хего, Япония (1994—1997 гг.), архитектор Т. Андо на высоком склоне над океаном
расположил композицию из жестких геометрических объемов бетонных параллелепипедов,
которые развернуты под разными углами по отношению друг к другу и образуют
систему открытых террас. Здесь доминирует вертикаль трубы, квадратной в плане.
Это произведение строится на контрасте архитектуры и живописной природы. Место
выбрано вблизи эпицентра сильного землетрясения 1995 г., что и нашло отражение
в драматургии архитектурного замысла.
Центр
семинаров фирмы «Тото» в Цуна-Ган, префектура Хего, Япония (1994—1997 гг.)
В музее
Чикацу-Асука в Минами-Кавати, префектура Осака, Япония (1990—1994 гг.)
(Рисунок 2), Т.Андо создает синтез природы и архитектуры, оставаясь
приверженцем минимализма. Здание напоминает холм, один из склонов которого
является гигантской лестницей. Этот прием вызывает в памяти пирамиды ацтеков и
майя. Над верхней площадкой возвышается скульптурная башня. Ее внутреннюю
квадратного сечения шахту по спирали охватывает лестница.
Музей
Чикацу-Асука в Минами-Кавати, префектура Осака, Япония (1990—1994 гг.)
В ряде
произведений известного японского архитектора А. Исодзаки также очевидно
обращение к минимализму. Так, его Музей современного искусства Наги
в небольшом городке Наги-те, префектура Окаяма, Япония
(1992—1994 гг.) (Рисунок 3), состоит из трех геометрических объемов, форма
которых связана с космологической символикой, посвященных трем художникам. Один
павильон символизирует солнце и представляет собой покрытый золотистым металлом
лежащий цилиндр; другой — «луна» — представляет собой вертикальный сегмент
цилиндра, выполненный в серебристом металле; третий павильон выполнен в виде
призмы, внутри которой имеется выставочная галерея — «земля». Все эти павильоны
представляют собой объемы простой геометрии и свободно взаимодействуют между
собой в открытом пейзаже на фбне горы Нага. Здесь проявилось композиторское и
формальное мастерство А. Исодзаки, отработанное им еще в постмодернистской
архитектуре предшествующих лет.
Музей
современного искусства Наги в небольшом
городке Наги-те, префектура Окаяма, Япония (1992—1994 гг.)
Швейцарские
архитекторы Ж. Хер-цог и П. де Мейрон ориентированы больше на абстрактное
искусство. По их проекту была построена художественная галерея Гетц в
Мюнхене, Германия (1989— 1992 гг.) (рисунок 4), представляющая собой
простую призму, средняя часть которой является непрозрачной, а верхняя часть и основание
— стеклянными. Облик здания нейтрален, все внимание переносится вовнутрь
здания, где размещается экспозиция произведений искусства.
Художественная
галерея Гетц в Мюнхене, Германия (1989— 1992 гг.)
Этими же
авторами было построено здание железнодорожного сигнального блока в
Базеле, Швейцария (1989 — 1995 гг.). Оно расположено среди железнодорожных
путей, представляет собой вертикальный параллелепипед высотой шесть этажей.
Внутри здание насыщено электронным оборудованием. Железобетонная структура
покрыта оболочкой из медных полос, расположенных под углом к плоскости фасадов,
которые скрывают членение здание на этажи. Этим приемом достигается полная
изолированность объекта от окружения.
Здание железнодорожного
сигнального блока в Базеле, Швейцария (1989 — 1995 гг.).
Оригинальным
решением отличается здание винного завода «Домини-кус» в долине
Напа, Калифорния, США (1995—1999 гг.) (рисунок 6), авторами которого
являются архитекторы Ж.Хер-цог и П. де Мейрон. Оно представляет собой
протяженный объем в виде бетонного ящика, стены которого прикрыты проволочными
контейнерами с насыпанными в них щебнем серо-зеленого базальта, что служит
защитой помещений от солнца. Это важно для производства, которое требует
определенной постоянной температуры. В глухой стене имеются прорези в виде
низких квадратных проемов для загрузки сырья, а также узких горизонтальных
щелей для естественного освещения. Интерьеры отличаются контрастной
стерильностью гладких стен и потолков по сравнению с шероховатой поверхностью
фасадов.
Здание винного завода «Домини-кус» в
долине Напа, Калифорния, США (1995—1999 гг.)
Одним из
лидеров минимализма в Европе является португальский архитектор А. Сиза. В своем
творчестве он мастерски соединяет идеи модернизма и традиции средиземноморского
вернакуляра, что придает индивидуальность, гибкость и простоту обобщений его
произведениям. Он создает, по его выражению, «игру объемов, освещенных
солнцем».
Для
международной выставки ЭК-СПО-98 А. Сиза построил выставочный павильон
Португалии в Лиссабоне (1996—1998 гг.) Перед павильоном в соответствии с
заданием он спроектировал пространство для церемоний и перекрыл его гигантской
железобетонной оболочкой, подвешенной на стальных тросах и напоминающей
провисающий тент (размером 60 х 60 м). С одной стороны тросы крепятся к верхней
части павильона, с другой стороны — к своеобразному портику, образованному не
колоннами, а поперечными стенками, облицованными керамическими плитами и
камнем. Необычную конструкцию павильона в виде безопорного полотнища рассчитала
известная фирма «Ове Аруп». Создано лаконичное и вместе с тем пластичное
сооружение, образ которого навевает воспоминания о парусах и океане
Выставочный
павильон Португалии в Лиссабоне (1996—1998 гг.)
Совершенно
по-иному решается другое произведение А. Сиза — церковь Св. Марии в
Марку-де-Канавесес, Португалия (1990- 1999 гг.) (рисунок 8).
Католический
храм расположен на площадке на самой высокой точке над хаотичной застройкой
небольшого городка, он организует вершину холма. Здание тесно связано с землей
рампами, лестницами и подпорными стенками. Выразительности и лаконизма автор
достигает созданием контрастного аскетичного белого объема, подчиненного
центральной оси. Фасад со стороны входа имеет заглубление, таким образом по
бокам образуются ризалиты-башни со звонницами наверху.
По оси этого
фасада имеется высокая бронзовая двухстворчатая дверь высотой 10 м, за которой
пространство нефа 30 м длиной. Ось нефа замыкает массивная призма алтаря. За
алтарем два высоких узких окна, при взгляде на которые воображение легко
дорисовывает очертание креста. Здесь автор отказался от традиционного алтарного
пространства. Для сидящих в зале прихожан в боковой стене нефа сделано окно,
которое нарушает замкнутость пространства.
Церковь Св.
Марии в Марку-де-Канавесес, Португалия (1990- 1999 гг.)
Приверженцы
минимализма, с одной стороны, повторяют кредо раннего модернизма, с другой
стороны, ищут индивидуальные пути в архитектуре, ратуя за лаконичность, порядок
и выступая против хаоса.
54. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
55. НЕОМОДЕРНИЗМ
Произведения
неомодернизма не входят в традиционное для современного движения противостояние
со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Сохраняя
приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по
отношению к цвету: это не всегда «белая архитектура», активно применяются и
другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер неомодернизмаРичард
Майер (Richard Meier ) хранит преданность белому цвету, считая, что
«белый цвет - иллюзорный символ непрерывности развития», и возводит в свои
неизменно белые элегантные крупные общественные здания в центрах Парижа, Гааги,
Лос-Анжелеса и др. крупнейших городов.
Развитие
неомодернизма происходит на фоне продолжающего сохранять для широкой публики (и
части профессионалов) привлекательность постмодернизма. В выше цитированном
высказывании Хатчинсона предпочтение неомодернизма постмодернизму звучит
откровенно и настойчиво. В то же время европейская критика признаёт за
постмодернизмом преимущества в большей гуманности и эмоциональной насыщенности.
Один из ярких
представителей – Ричард Майер
В своём
творчестве он стремится к максимально возможному обнажению структуры и ясности
архитектурных конструкций.
По мнению многих исследователей, именно Мейер ближе всех других участников знаменитой «Нью-Йоркской пятёрки» архитекторов, работавших в промежуточном между модернизмом и постмодернизмом стиле (в которую, кроме него, входили Питер Эйзенманн, Чарльз Гуотми, Майкл Грейвз и Джон Хайдук), приблизился своими проектами к пуристским идеалам. Как правило, работы Мейера можно узнать по прямолинейным элементам, воплощённым в его фирменных белых металлических панелях, и ключевым элементам – белом цвете внешней отделки здания как естественной составляющей окружающего пространства. Произведения американского зодчего получаются удивительно лирическими по настроению и выглядят особенно удачно при возможности обзора их из нескольких точек.
По мнению многих исследователей, именно Мейер ближе всех других участников знаменитой «Нью-Йоркской пятёрки» архитекторов, работавших в промежуточном между модернизмом и постмодернизмом стиле (в которую, кроме него, входили Питер Эйзенманн, Чарльз Гуотми, Майкл Грейвз и Джон Хайдук), приблизился своими проектами к пуристским идеалам. Как правило, работы Мейера можно узнать по прямолинейным элементам, воплощённым в его фирменных белых металлических панелях, и ключевым элементам – белом цвете внешней отделки здания как естественной составляющей окружающего пространства. Произведения американского зодчего получаются удивительно лирическими по настроению и выглядят особенно удачно при возможности обзора их из нескольких точек.
56. НЕОРАЦИОНАЛИЗМ
РАЦИОНАЛИЗМ в
архитектуре
— направление
в зарубежной архитектуре 20 в., получившее распространение гл. обр. во Франции
(Ш. Ле Корбюзье и его школа) и Италии («группа
7» и др.), близкое к такому течению в др. странах, как функционализм.
Рационализм
сформировался в 1920-х гг. под влиянием традиций рационалистической философии,
в результате стремлений освоить в архитектуре новые достижения науки и техники
и сделать архитектуру осн. инструментом социальной перестройки общества, что
обусловило реформистский и противоречивый характер рационализма. Результатом
совместной деятельности представителей рационализма и функционализма явились
«новая архитектура» и «международный стиль».
В отличие от
функционализма, рационализм пытается не только отразить в архитектуре те или
иные жизненные процессы, но и активно воздействовать на эти процессы
«изобрести» для них новые формы. Характерные черты рационализма: эстетизация
совр. техники (см. Техницизм), поиски выразительности простых геометрических
форм, отказ от декора, интерес к пропорциям, к цвету, к синтезу архитектуры с
др. искусствами.
Ведущим
представителем рационализма являлся французский архитектор Ш. Jle Корбюзье,
теоретич. и практич. работы к-рого, начиная с 1920-х гг. и по сей день,
оказывают известное влияние на совр. архитектуру.
Черты
рационализма свойственны также творчеству голландской архитектурной группы «Де
Стиль» (1920—30-е гг., арх. Я. И. Ауд, Г. Ритвелд, худ. Ван Дуйсбург и др.),
работам Мис ван дер Роз (идеи свободного и гибкого плана), отд. работам В.
Гропиуса (проект «тотального» театра, 1929) и ряда др.
Для
рационализма характерны острая критика капиталистического города и попытки
разрешить его противоречия средствами организованного урбанизма.
В области
градостроительства III. Jle Корбюзье выступил еще в середине 20-х гг. с
крупными, но утопичными градостроительными проектами («План Вуазен» и др.),
осн. принципами к-рых являлись: зонирование территории, увеличение пропускной
способности транспортных магистралей, упразднение улиц-коридоров, застройка
центра города небоскребами и увеличение площади зеленых насаждений. Однако
практика последних десятилетий убедительно показала, что кризис
капиталистических городов, социальный в основе, не может быть разрешен
средствами архитектуры. Это явилось важнейшей причиной кризиса самого Р., как
творческого направления, не сумевшего выполнить свою программу.
Внешние
признаки архитектуры рационализма (и функционализма) получили распространение
под названием «международного стиля», к-рый характеризуется геометрич.
простотой форм, асимметрией, отсутствием традиционного декора, использованием
железобетона, металла, стекла. Этот стиль получил повсеместное распространение
на Западе (здание ООН в Нью-Йорке), но с сер. 1950-х гг. стал все более резко
критиковаться за свою упрощенность и стандарт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий