7-9

7,8. АФОНСУ РЕЙДИ
Регионализм зародился в архитектуре в начале XX в. Он сознательно противопоставлял себя эклектике, модерну и ретроспективным национально-романтическим направлениям. Функционализм повлиял на процесс формирования национальных школ: он нивелировал его, хотя в ряде работ лидеров модернизма можно увидеть различия и оттенки, которые обусловлены во многом местными условиями и традициями.
Среди национальных школ во второй половине XX в. наиболее выпукло заявили о себе Бразилия, Япония, Мексика.
Регионализм – это направление современного американского искусства 30-х годов, когда люди, устав от высоких технологий города, обратились к деревне.
Яркий образец дает архитектура Бразилии, где регионализм сочетается с функционализмом. Новая архитектура, как и стили прошлого, пришла в Бразилию из Европы. Специфика этой страны, особенности национального характера, эстетических вкусов оказали влияние на современную архитектуру. Здесь стал складываться специфический образный язык архитектуры. Это эмоциональный, соответствующий темпераменту бразильского народа, красочный и связанный с народными традициями язык.
Здесь стали появляться произведения архитектуры с высокими художественными достоинствами, они не остались незамеченными и оказали влияние на практику ряда стран. Среди бразильских архитекторов выделяется творчество А. Рейди и О.Нимейера. В своем творчестве они обращаются к пластичным решениям, криволинейным формам и скульптурности объемов. Они творчески подходят к выполнению функциональных требований, учитывают климат, рельеф, обычаи, местные материалы и при этом достигают высокого эстетического уровня.
В Бразилии влажный и жаркий климат. Здания нуждаются в сквозном проветривании. Народное деревянное жилище здесь было всегда приподнято над землей. Поэтому зодчие легко объединили эти традиции с близкими им принципами творчества Ле Корбюзье (принципами функционализма). Характерной проблемой в жарком климате Бразилии является защита от прямых солнечных лучей. Бразильские архитекторы уделяют внимание разработке солнцезащитных устройств. Конструкция солнцезащитных устройств в их творчестве очень разнообразна и часто определяет облик сооружений. Солнцезащитные решетки становятся средством орнаментики, придавая сооружениям неповторимость. Графический рисунок солнцезащитных устройств дополняется цветовым и фактурным решением.
Бразильские архитекторы в своих работах обращаются к концепции взаимодействия внутреннего и наружного пространства, связи с природным окружением. Приемы зодчих очень разнообразны: здесь и необработанные бетонные поверхности фасадов, и гладкое стекло, и шероховатая штукатурка, и блестящий металл, и естественный камень, и дерево, и глазурованная плитка — излюбленный отделочный материал бразильской традиционной и современной архитектуры. Для их произведений характерна связь с монументальной живописью и садово-парковым искусством.

А. Э. РЕЙДИ
Рейди Афонсу Эдуарду, бразильский архитектор. Окончил Национальную художественную школу в Рио-де-Жанейро (1930). Участвовал в строительстве здания министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1937—43) — первого крупного произведения новой бразильской архитектуры. В ансамбле зданий на холме Педрегулью (1950—52), здании Музея современного искусства (совместно с Р. Бурле Марксом; 1958) и др. постройках в Рио-де-Жанейро Р. добивался их полного соответствия местным климатическим условиям, пластического богатства и изящества композиционных решений, синтеза архитектуры с монументально-декоративным и садово-парковым искусствами.
А. Э. Рейди в жилом ансамбле Педрегулью в Рие-де-Жанейро (1950—1952) создает совершенно необычайные жилые корпуса. Вытянутые на четверть километра, они змеевидно изгибаются вдоль склона холма, повторяя рельеф почвы. В комплекс, рассчитанный на 2—3 тысячи обитателей, входят малоэтажные подсобные постройки, формы которых также поражают динамичностью.

Дворец Гуштаву Капанемы или Здание Министерства Образования и здравоохранения. Построен по проекту группы архитекторов: Лусио Косты, Карлуша Леао, Оскара Нимейера, Афонсу Эдуарду Рейди, Эрнани Васконселуша и Жоржи Макаду Морейры. Также в команду архитекторов был приглашен знаменитый Ле Корбюзье для надзора за разработкой проекта 1935—1936. Оскар Нимейер осуществлял значительную роль при создании проекта хотя на тот момент он был только стажером у Лусио Косты.
Проект здания был достаточно смелым для своего времени. Это было одно из первых модернистских зданий в Латинской Америке используемых госучреждением. Само здание как одно из первых строений построенных в своем стиле оказало болшое влияние на бразильскую архитектуру и эстетику модернизма в этой стране. При отделке использовались местные материалы, например бело-голубая плитка имеющая свои корни в Португалии. Внутренний бетонный каркас здания позволил сделать из стекла оба широких фасада, а на окнах была установлена централизованная солнцезащита в виде жалюзи.




9. ОСКАР  НИМЕЙЕР
Этапы архитектуры Оскара Нимейера.
ЭТАП 1
Первой осуществленной постройкой Нимейера стали детские ясли в Рио-де-Жанейро (1937 г.). Композиция окруженного зеленью здания построена на сопоставлении двух объемов: вытянутого двухэтажного с садом на плоской крыше и поднятого на столбах кубического четырехэтажного. Западный фасад почти сплошь закрыт поворачивающимися вокруг оси вертикальными рейками, которые контрастируют с гладью остальных фасадов. Вначале архитектор запроектировал солнцезащиту в виде решетки из бетонных блоков в духе проектов Ле Корбюзье, но убедившись, что такая конструкция плохо защищает помещения от пологих лучей заходящего солнца, за собственный счет заменил ее на рейки-солнцерезы*.
Во второй половине 30-х годов "началась", по выражению Нимейера, бразильская национальная школа современной архитектуры. Ее первым, ярким, монументальным и своеобразным произведением стало здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро. В сооружении, законченном в 1943 г., были полно и совершенно воплощены идеи и композиционные принципы Ле Корбюзье, но одновременно - региональные и национальные особенности бразильской архитектуры. Свободная планировка обеспечила сквозное проветривание помещений, подъем высотного объема на столбы - плавность перехода от внутреннего пространства к наружному через затененную лоджию первого этажа.
Наиболее ярко самобытность проявилась в решении фасадов. Их разнообразие определяется ориентацией по странам света. Торцовые фасады, как и в проектах Ле Корбюзье, глухие, а продольные остеклены. Южный фасад, почти не освещаемый солнцем, представляет собой сплошную стеклянную плоскость. Северный же образован гигантской пространственной решеткой с тремя поворотными горизонтальными щитками в каждой ячейке. Сложный и постоянно меняющийся ритм ячеек и козырьков, игра фактур и богатая светотень придают поверхности фасада орнаментальность, движение и легкость.
Черты свежести, свободы, живописности еще ярче, пожалуй, проявились в павильоне Бразилии на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке - в соответствии с экспозиционным назначением сооружения. В конкурсе на проект павильона победил Л. Коста, но, увидев в конкурсном проекте Нимейера интересные замыслы, Коста пригласил его совместно работать над проектом (в реализации принял участие также американец П. Л. Винер).
Парадный широкий пандус свободным изгибом ведет на второй этаж. Экспозиционные залы задуманы то замкнутыми, то полураскрытыми, то сплошь остекленными или почти условно отделенными от наружного пространства. Криволинейные в плане глухие стены контрастируют с решетками и стеклом. В динамичную композицию включены пруд свободных очертаний, тропический сад, вольеры для птиц, монументальная живопись, цветные зонтики на террасе кафе.

Пампулья: колыбель современной бразильской архитектуры — с 1940 по 1943
Начальный этап архитектуры Оскара Нимейер можно сопоставить с становлением самой бразильской архитектуры. К этому периоду относятся архитектурные сооружения комплекса Пампулья , которым свойственны как национальные (бразильские), так и универсальные элементы, в которых, по словам самого архитектора, чувствуется «неожиданная игра прямых и изогнутых линий». Именно таким образом эти сооружения воплощают в себя черты рационализма, органицизма и свободного формализма, принимая во внимание международную критику в период строительства комплекса. это время построены гостиница в Ору-Прету (1940), ресторан, яхт-клуб, казино, отель и церковь св. Франциска Ассизского в Пампулье (1942—1943).


Комментариев нет:

Отправить комментарий